Развитие потребности речевого общения у ребенка раннего возраста.
Или как помочь ребенку начать говорить.
Написание этой статьи вызвано многочисленными просьбами и вопросами, с которыми родители обращаются ко мне.
Очень часто задают вопросы «Как заставить малыша говорить?», «Как помочь речевому развитию годовалого ребенка?», обращаются с просьбой «Помогите разговорить малыша».
Пока ваш малыш совсем маленький вы общаетесь с ним на уровне гуления, лепета, кряхтения «агу», «угу», гу-гу», «ма» и т.п. И в первые дни и месяцы все совершенно чудесно и замечательно. Малыш все это охотно повторяет. Естественно, что новоиспеченные родители в восторге - их чадо начало говорить. Но, хочу вас разочаровать, все эти звуки, лепетные слова, не что иное, как подражание взрослому (формирование начатков отражательной формы речи). Для малыша совсем нетрудно произнести губные звуки «п», «м», «б», заднеязычные «г», «к», «х», гласные.
Видя артикуляцию родителей и слыша простые звуки и звкусочетания, он легко их воспроизводит самостоятельно. А вот для того, чтобы дело сдвинулось дальше, необходимо осознанное восприятие языковых единиц.
Слово-это языковая единица. И малыш учится пользоваться этими языковыми единицами для обозначения предметов и явлений. Сначала он усваивает название предмета, а потом обозначение его действия, признаков. Только потом введение в речь все более сложных слов и словосочетаний. Построение сначала простых, а затем сложных предложений. И, наконец, умение сочинять истории, пересказы по картинкам, чтение и воспроизведение литературных произведений, описания
Самой первой ступенькой речевого развития малыша будет воспитание потребности речевого общения.
Что же это такое «потребность в речевом общении»?
Малыш учится понимать, что для нормального взаимодействия с взрослыми ему необходимо овладеть их языком, т.е. словесно обозначить свои просьбы, желания, потребности.
Как воспитывать?
- Пытаясь объяснить с помощью слов и жестов;
- Показывать на собственном примере;
- Всегда пробовать вызвать ответную реакцию ребеночка;
- Давать ему возможность высказаться;
- Терпеливо ждать употребления этой самой «языковой единицы»;
- Помогать учиться пользоваться речевым аппаратом для общения.
Например:
- Малыш просит у вас какую-нибудь вещь (предмет). При этом он указывает рукой и мычит. Если же вы не видите и не понимаете ребенка, то он привлекает внимание плачем или, уже, будучи постарше, дергает вас или похлопывает, подводит к требуемому предмету.Ваши действия: попытаться добиться от него словесного выражения просьбы с помощью наводящих вопросов «Ты что-то хочешь?», «Что ты хочешь?», «Ты хочешь куклу, машинку и т.д.?», делая паузы между вопросами и выжидая некоторое время.Получив ответ, проговорить несколько раз его название, ожидая, но, не требуя повторения от малыша.В процессе игры задавать вопросы «Что это?», «Чем ты играешь?», «Что такое красивое у тебя?» и т.п. После окончания игры (через некоторое время) поинтересоваться у ребенка «Что это такое?», показывая на предмет. Где-то в другом месте увидев такой же предмет, обрадоваться вместе с малышом: «Смотри-ка, что это? У нас дома есть такой же….»
Важно помнить, что для начала потребления того или иного слова оно должно быть услышано ребенком от 70 до 100 раз!!!
- .На кухне, собираясь кушать, поиграйте с малышом, проговаривая слово «ложка» (можно брать любые слова). Например, «Давай возьмем ложку», «Это ложка папе», «Это ложка маме», «Это ложка Диме». Спросите у ребенка: «Что это у тебя?». Вопросы вы можете придумывать сами. Но, главное, что бы они были разнообразны, направлены на один предмет, повторялись много раз, чтобы у ребенка была возможность самому произнести слово. И опять необходимо закрепление: на следующий день, в гостях, в кафе, через неделю, месяц и т.д.
Дорогие родители, помните, что каждый ребенок индивидуален, и примеров проговаривания ситуации может быть бесконечное множество. И для каждого конкретного малыша может сработать только один прием, который вы и должны найти.
Хорошие результаты в развитии речи детей раннего возраста, дает устное народное творчество.
ПЕСТУШКИ.
Пестушки – старинное народное творчество – оказывают большое положительное воздействие на развитие ребенка. Конечно же, современные системы воспитания пытаются шагать в ногу с прогрессом. Но практикой уже доказано, что малыш в первые свои месяцы и годы больше нуждается не в прогрессе, а в теплоте и ласке. Так вот с помощью пестушек осуществляются те эмоционально – тактильные контакты матери и ребенка, которых так недостает современным детям! А употребление пестушек связано с использованием ласковой интонации произношения, тактильных прикосновений к ребенку и, наконец, проведения с ним вместе какого – то времени!!! Вместе с использованием пестушек, я рекомендую родителям чаще петь своему малышу.
- Эти пестушки проговариваются, когда малышок просыпается:
- «Потягуси, потягуси,
Пролетали низко гуси,
Потягуси, потягушечки,
Перья мягкие в подушечке,
Эти перья -потягушеньки
Подарили гуси Мишеньке»
Имя в конце можно варьировать, в зависимости от того, как зовут вашего ребенка.
Вариация «потягушеньки» может быть изменена для улучшения рифмовки с детским именем. Например: потягунечки - Ирунечке, Колюнечке, Зинулечке .и т.п.; потягошеньки – Антошеньке, Алешеньке и.т.п.
- «Потягушечки, потянись,
Поскорей, скорей проснись»
- «Тянись, тянись, маленький.
Тянись, тянись, хорошенький,
Вырастешь большой»
- «Тянись, тянись, детка,
Стань большим и красивым»
- «Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляная головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Деткам спать не даешь?»
- «Петя, Петя, Петушок,
Золотой гребешок,
Что ты рано встаешь,
Оле спать не даешь?»
Здесь также возможна замена имени на имя вашего ребенка!
- Во время умывания или мытья рук перед едой (а зачастую перед едой или после приходится мыть не только руки, но и другие части тела запачкавшегося малыша).
- Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки»
- «Водичка – водичка!
Умой мое личико!
Чтобы щечки алели!
Чтобы глазки блестели!
Чтоб смеялся роток!
Чтоб кусался зубок!»
- «С гуся - вода,
С младенца – худоба»
- Малыш учится ходить, делает первые, еще неуверенные шажки. Обязательно надо подбодрить его. Для этого народ придумал также немало стишков. Как я уже объясняла ранее, если в пестушке используется имя, вы можете менять его на имя вашего малыша.
- «Топ, топ, топ, топ,
Ходи-ходи ножкой
Твердо по дорожке»
- «Уходи с дороги кот,
Наша Танечка идет.
Топ-топ, топ-топ
Наша Танечка идет,
Ни за что не упадет.
Топ-топ, топ-топ,
Вот какая Танечка.»
- «Наша Катя маленькая,
Катенька удаленька
Пройди, Катя, по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой!»
- Малыш заплакал. Вы всеми силами стараетесь успокоить его. Но ничего не помогает. Попробуйте пестушку – верное народное средство!
- «Ты, Катюшечка, не плачь,
Я куплю тебе калач,
На шею повешу,
А потом утешу»
- «У нас Саша сын один,
Мы в обиду не дадим.
Пиджак сошьем
И гулять пошлем»
- Сколько сил и терпения нужно, чтобы снарядить малыша на прогулку?! Но если вы не будете выказывать вашего неудовольствия, а лаской и уговорами постараетесь скрасить это нелегкое время, всеобщее спокойствие и нервные клетки будут сохранены!!!
- «Наша Катя маленькая,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Катя чернобровая»
- «У нас Олеженька один,
Никому не отдадим.
Мы пальто ему сошьем,
Погулять его пошлем»
- «Валя вырастет большая,
Будет в золоте ходить.
Всех мамок и нянек
Подарками дарить»
И не забывайте, дорогие родители малышей, что поэзия (используемая в простых вариантах) наиболее подходит для первых речевых восприятий детишек раннего возраста. И во многом помогает речевому развитию!
Если у кого-то есть желание поделиться с читателями своими накоплениями и достижениями, появились вопросы, предложения или просто захотелось поделиться, добро пожаловать! Вы всегда можете отправить письмо на мой электронный адрес или оставить сообщение в «Гостевой книге».